В научных фондах отдела древнерусской живописи и отдела изобразительного искусства Исторического музея недавно были выявлены четыре листа эскизов в акварели к росписи храма Василия Исповедника у Рогожской заставы в Москве. Листы датированы и подписаны автором росписи Федором Андреевичем Соколовым. Они были куплены музеем за 250 рублей у одного из самых известных в Москве букинистов и коллекционеров – Ивана Михайловича Фадеева, издавшего 50 каталогов своих коллекций и имевшего магазин в Охотном ряду. Две фотографии с акварелей Ф. А. Соколова выявлены в научном-вспомогательном фонде отдела древнерусской живописи.
Прежде художник привлекал внимание исследователей изредка, и до сих пор известен небольшой группе узких специалистов. Это обстоятельство связано с малым количеством сохранившихся и найденных произведений мастера, работавшего во второй половине XIX – начале XX в. После раскрытия в 2020 г. стенописи в храме, отстроенном по заказу В. А. Бахрушина у Рогожской заставы, интерес к художнику возобновился.
Ф. А. Соколов родился около 1843 г. в семье мещанина, перешедшего благодаря своей деятельности резчика по дереву и устроителя иконостасов в купеческое сословие. Брат Федора, Иван, наследовал отцу, имел свою иконостасную мастерскую. Где получал образование Федор Андреевич, пока неизвестно. Он имел свою иконописную мастерскую, был купцом 2-й гильдии, награжден орденами св. Станислава и св. Анны, причислен к званию потомственного почетного гражданина. С 1870-х гг. в документах он называется «иконописцем Художественно-промышленного музеума» (музей был создан в 1864 г. при Строгановском училище технического рисования). Работал как иконописец, реставратор и монументалист.
Предлагаемые сведения о нем собраны по крохам и никогда прежде в таком объеме не фигурировали даже среди специалистов. Послужной список Соколова до обнаруженных в Историческом музее работ реконструирется по хронологии так:
— в 1871–1872 гг. им были написаны иконы «фряжского письма» для церкви вмч. Георгия в Грузинах (в этом приходе жила семья Соколовых, и отец Федора Соколова Андрей Доримедонтович был церковным старостой), иконы не сохранились;
— в 1877–1878 гг. им созданы две иконы – списки с образов Дионисия «Свт. Алексий, митрополит Московский» и «Свт. Петр, митрополит Московский». Ныне хранятся в фондах музея в Коломенском. Образы несут пространную авторскую надпись с датировкой на нижнем поле;
– исполнил 150 икон для собора св. Александра Невского в Нижнем Новгороде, в торжественном освящении которого в 1881 г. принял участие император Александр III; убранство собора уничтожено в советское время;
– 1881–1883 гг. поновлял древние иконы в церкви свт. Николая на Мясницкой;
– в 1883 г. «пожертвовал два боковых иконостаса с иконами и художественную стенопись» для часовни св. Александра Невского (арх. Д. Н. Чичагов) на Моисевской площади, о чем говорится в Отчете Общества поощрения трудолюбия в Москве ведомства Императорского человеколюбивого общества под покровительством императрицы Марии Федоровны;
– в 1885-1895 гг. написал 72 иконы «фряжского письма» для церкви Троицы на Шаболовке;
– иконы Ф. А. Соколова находились в освященной в 1887 г. церкви свт. Николая в Белой Веже (Полесье) в дворцовых землях императора Александра III, вблизи его охотничьей резиденции. Церковь возведена архитектором В. Пименовым в стилистике модерна; иконы были вывезены в начале Первой мировой войны;
– в начале 1990-х гг. в церкви латвийского г. Смилтене хранились иконы, подписанные Ф. Соколовым и датированные 1892 г. Все они размером 108 x 63 см. Это выполненные в масле «Троица Ветхозаветная», «Блгв. кн. Александр Невский», «Покров» и ростовая икона Спасителя;
– в 1895–1897 гг. написаны иконы для трех иконостасов храма прп. Василия Исповедника; иконы не сохранились;
– в 1897 г. расписал алтарь церкви свт. Николая в Плотниках, в которой он был старостой и в приходе которой находилась его мастерская; храм разрушен;
– в 1903 г. освящена Троицкая домовая церковь при приюте Бахрушиных в Сокольниках, для которой иконы выполнил Соколов они не сохранились;
– в 1905–1906 гг. исполнена стенопись храма прп. Василия Исповедника, это последняя по времени из известных работ Соколова; храм сохранился, но стенопись сильно пострадала при переделке здания под партийный архив.
Приводимые исследователями сведения о работах Федора Соколова в храмах Санкт-Петербурга и в Киево-Печерской Лавре не подтвердились. Пока под вопросом остается принадлежность росписи кисти Ф. А. Соколова церкви Отрады и Утешения в Добрынихе (арх. С. У. Соловьев, он же, видимо, автор программы росписи), о которой повествует репортаж об освящении этого храма в 1899 г. в Московских церковных ведомостях.
Кроме того, удалось найти много нового о творчестве Федора Соколова.
В архиве Музеев Московского Кремля был найден интересный документ. В 1876 г. Комиссия для построения в Москве Храма Христа Спасителя признала необходимым «для соблюдения в живописи храма церковно-археологической верности приобрести точные списки с подлинных чудотворных и явленных икон Божией Матери и Святых, которые назначены к написанию в храме». Св. Синод согласился с Комиссией. В Успенский собор был направлен указ об изготовлении списков с Петровской иконы Божией Матери и 7 икон московских митрополитов: Петра, Ионы, Филиппа, Феогноста, Фотия, Киприана и Алексия. Судя по всему, копии Дионисия были выполнены Соколовым в соответствии с данным указом. Перед изготовлением списков древние образы осмотрели специалисты и отметили, что икона свт. Алексия «сохранила бесспорно характер древнего письма и мало повреждена позднейшими обновлениями». Икона же свт. Петра, «как видно, была неоднократно реставрирована мало опытными художниками и покрыта неоднократно лаком, который местами отошел, почему в настоящем виде не может служить как тип этого святителя». Между тем, имеющаяся копия работы Соколова написана так, как будто ее образцом была раскрытая икона. Можно предположить, что Соколов или ориентировался на икону свт. Алексия, или сам выполнил расчистку дионисиевского образа свт. Петра. О том, что Соколов работал как реставратор, уже было известно из документов о храме на Мясницкой. Сведения о списках с икон Дионисия подтверждаются и поздним (сравнительно с документом из Кремлевского архива) документом, хранящимся в отделе письменных источников ГИМ (фонд Храма Христа Спасителя).
Также о реставрации Федором Соколовым икон косвенно свидетельствует и найденная историком храма прп. Василия Исповедника заметка в Московских церковных ведомостях от 1899 г. В ней повествуется о пожаре в Грузинах у Тишинского рынка в деревянном доме Федора Андреевича Соколова, где располагалась его мастерская, «в которую отдана была чудотворная икона» Богоматери «для исправления».
Впервые установлен факт участия Соколова в реставрации Успенского собора Симонова монастыря. С 1894 г. Ф. А. Соколов по предложению главного архитектора по реставрации А. С. Каминского приступил к работам по декорации и «подправлению» прежней живописи на галереях храма. Спустя месяц была подготовлена смета по живописным работам на площади в 192 сажени, которые включали написание 31 новой композиции в плафонах, на стенах, в арках. Позже Соколов декорировал также Казанский придел собора. К апрелю 1900 г. мастер выполнил наружную роспись апсиды, представив под образом Нерукотворного Спаса ростовые образы Московских святителей и других святых, а также поновил масляные «полотна» внутри собора.
На персональном гербовом листе Ф. А. Соколова представлены медали участника художественно-промышленных выставок: Московской 1872 г., Всемирной в Париже 1878 г. и Всероссийской в 1882 г. в Москве. На выставке 1882 г. Соколов удостоен золотой медали «за прекрасно исполненные иконы и за отличное направление на этом поприще, постоянно, в продолжение многих лет, совершенствующееся».
Таким образом, Соколов предстает признанным и получившим высокие награды мастером. Он работал над заказами императорского двора, участвовал в крупнейших реставрационных проектах древних памятников, что позволило ему отточить свое мастерство.
Возвращаясь к обретенным нами памятникам в фондах Исторического музея, упомяну научно-вспомогательный фонд отдела древнерусской живописи. Здесь хранятся фотографии двух акварелей работы Ф. А. Соколова 1899 г., с его подписью, с владельческим штампом Алексея Петровича Бахрушина на обороте. Снимки запечатлели заключенных в фигурные рамки-киоты образы евангелистов Марка и Иоанна. Это позволяет с осторожностью предположить, что в начале XX в. готовилась публикация работ мастера, пока исследователями не выявленная.
Раскрытие уникального памятника – стенописи Ф. А. Соколова в храме прп. Василия Исповедника у Рогожской заставы, не завершено, хотя и близко к завершению. Три эскиза из фондов отделов древнерусской живописи и изобразительного искусства позволяют реконструировать утраченные фрагменты участков западной церковной стены и предположить, что являлось образцом для художника. На стене, разделенной на три участка, представлена композиция «Символ веры» (уже расчищена). В 1906 г. Московские церковные ведомости сообщали, что «Символ веры» в храме прп. Василия Исповедника выполнен «в лицах по древнейшим рисункам, сохранившимся на стенах церквей XV и XVI веков».
«Символ веры» Соколова в значительной мере восходит к росписи на этот сюжет в Архангельском соборе Московского Кремля, корреспондирует с росписями церквей Ярославской земли. Возможно также, что художественное решение декорации западной стены церкви прп. Василия Исповедника, какой она предстает в эскизах, восходит к иконным образцам. Освоение аллегорических тем в древнерусском искусстве как художественного истолкования текстов Священного Писания нередко было продиктовано интересом к западноевропейской богословской мысли и обязано знакомству с гравюрой. Например, сюжет «Видение Петра Александрийского», занимающий часть сцены, иллюстрирующей II член Символа веры, встречается на иконе «Первый Вселенский собор» конца XVI – начала XVII века, происходящей, по аргументации В. А. Вахриной, из церкви Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в Ростове и написанной под влиянием западноевропейской гравюры.
Композиция «Да молчит всякая плоть человеча…», представленная на одном из обнаруженных в Историческом музее эскизов Ф. А. Соколова, в интерьере описываемого храма еще не раскрыта. Предположительно сюжет размещался в предалтарном пространстве. Эскиз из Исторического музея сделал возможным продолжение работ по раскрытию стенописи в храме Василия Исповедника, что сулит восстановление программы росписи, уникальной для начала XX века, и художественные открытия.
Приношу сердечную благодарность коллегам, оказавшим мне поддержку и помощь: О. А. Бачуриной, Я. Р. Бибарцевой, М. А. Гамовой, Е. А. Лукьянову, О. Е. Л. Петровской.